Содержание материала

Гипертонический криз является обострением гипертонической болезни. Он способен в определенной мере усугубить течение заболевания, вызвать переход транзиторных явлений в сосудах и нервной ткани в более необратимые структурные изменения. Осложнения гипертонических кризов отличаются от клинического их проявления необратимостью процесса (А. П. Голиков и соавт., 1976). Одним из самых тяжелых осложнений гипертонического криза является острое нарушение мозгового кровообращения. В зависимости от вида острой мозговой дисгемии и локализации очага синдромы поражения головного мозга, в частности выраженная головная боль, головокружение, шум в ушах, нарушение сознания, выраженное в различной степени, вплоть до полной его потери, чувствительные и двигательные нарушения, кровоизлияния в сетчатку, стойкое повышение артериального давления, появляются задолго до надвигающейся катастрофы (И. X. Пейдж, Р. Д. Тейлор, А. К. Коркоран, 1953; R. Holzhause, 1973; U. Rouzaud, В. Digiovanni, 1974; Т. Keith, 1978, и др.). При отсутствии своевременной помощи общемозговые, очаговые и стволовые симптомы могут нарастать и привести к смерти.
При тяжело протекающих кризах с резким повышением артериального давления и развитием сердечной астмы у части больных возникает отек легких. У больных гипертонической болезнью с выраженным стенозирующим атеросклерозом венечных артерий при осложнении гипертонического криза острой коронарной недостаточностью с развитием инфаркта миокарда в клинической картине ведущим симптомом является сильная и длительная боль в прекардиальной области с различными видами нарушения сердечного ритма. Нарушения сердечного ритма проявляются экстрасистолией, мерцанием предсердий, пароксизмальной тахикардией, нарушением внутрижелудочковой или предсердно-желудочковой проводимости, развитием сердечной астмы или отека легких. Артериальное давление в начале развития инфаркта миокарда резко повышается, но в дальнейшем, особенно при трансмуральном поражении, кардиогенном шоке, может значительно снизиться. У многих больных часто возникают беспокойство и возбуждение (А. П. Голиков и соавт., 1976). При ЭКГ-исследовании у таких больных через короткое время выявляются типичные для инфаркта миокарда изменения. Наряду с этим, как отмечает И. В. Максимова (1968), во время кризов в крови увеличивается количество катехоламинов, приводящих к гипоксии миокарда, особенно при атеросклерозе венечных сосудов, и имеющих ведущее значение в патогенезе инфаркта миокарда.
Исходя из данных Е. И. Чазова (1966), гипертонические кризы часто сопровождаются увеличением тромбообразующих свойств крови и вместе с тем депрессией противосвертывающих механизмов, что создает возможность развития тромбоза в период гипертонического криза.
В наблюдениях И. В. Максимовой (1968) гипертонические кризы предшествовали развитию инфаркта миокарда в 65 % случаев заболеваний. У больных инфарктом миокарда, возникшем в период гипертонического криза, установлено значительное повышение концентрации адреналиноподобных веществ, что подчеркивает важную роль гормонов мозгового вещества надпочечников в патогенезе инфаркта миокарда и особенно у больных с гипертоническими кризами.
Непосредственная связь развития инфаркта миокарда с гипертоническими кризами свидетельствует об общности патогенетических механизмов в их возникновении. Характер криза при этом влияет на частоту развития инфаркта миокарда и на степень поражения сердечной мышцы.
В литературе описаны, хотя и редкие, но довольно тяжелые осложнения при гипертонических кризах. И. М. Маерович, В. М. Коробанов (1971) описали случай гипертонического криза, при котором артериальное давление повышалось до 25,3/14,7 кПа (190/110 мм рт. ст.), пульс — 86 в 1 мин, аритмичный. В период криза больного беспокоила боль в области сердца, которая устранялась ингаляциями азота закиси. Вечером головная боль и боль в области сердца резко усилилась, затем возникла боль в области шеи, распространилась на правую височную область, появилась резкая стреляющая боль в правом ухе, из которого началось обильное кровотечение. После проведенных лечебных мероприятий (инъекции дибазола, магния сульфата, ингаляции дзота закиси, гипотензивные средства внутрь) кровотечение из уха прекратилось, артериальное давление снизилось до 18,7/12,0 кПа (140/90 мм рт. ст.), пульс стал 68 в 1 мин, аритмичным, удовлетворительного наполнения. Во время кровотечения из уха больной потерял около 60 мл крови. Раньше патология преддверно-улиткового органа не наблюдалась. В последующие дни артериальное давление держалось на уровне 18,7/12,0 кПа (140/90 мм рт. ст.), головная боль, боль в области сердца и в правом ухе больного не беспокоила.
Е. Е. Гуртовская (1971) приводит случай развития двустороннего острого приступа глаукомы на фоне гипертонического криза. У больного, который находился на стационарном лечении по поводу гипертонической болезни III стадии, внезапно появились тошнота, боль в глазах, резко снизилась острота зрения, артериальное давление повысилось до 33,3/20,0 кПа (260/150 мм рт. ст.). На следующий день окулист установил двусторонний острый приступ глаукомы. Через 4 дня острота зрения правого глаза 0, левого — 0,01—0,02 Д — не корригировалась. Внутриглазное давление правого глаза 8,26 кПа (62 мм рт. ст.), левого — 2,67 кПа (20 мм рт. ст.), артериальное давление — 25,3/13,3 кПа (190/100 мм рт. ст.). На 5-е сутки приступ купировался на обоих глазах; острота зрения левого глаза повысилась до 0,04—0,05 Д, правого — оставалась равной 0. После массивной гипотензивной терапии при выписке острота зрения правого глаза повысилась до 0,3—0,4 Д, внутриглазное давление снизилось до 3,07 кПа (23 мм рт. ст.).
Встречаются и смертельные случаи от осложнений гипертонического криза. Так, В. Т. Лубашевский, А. Ж. Петрикас (1978) описали симптоматический гипертонический криз, развившийся у больного с диффузным гломерулонефритом в период проведения торусальной анестезии 2 % раствором новокаина с адреналина гидрохлоридом (2 капли 0,1 % раствора адреналина гидрохлорида в 5 мл новокаина) с целью удаления кариозного зуба. Через 3—5 мин у пациента появились сильная головная боль, головокружение, тошнота, артериальное давление повысилось до 34,7/16,0 кПа (260/120 мм рт. ст.). Больному внутривенно введен дибазол и произведено кровопускание 200 мл крови. Однако состояние его прогрессивно ухудшалось, артериальное давление стало 36,0/21,3 кПа (270/160 мм рт. ст.), появилась рвота, больной потерял сознание и вскоре скончался.
При патологоанатомическом исследовании обнаружено кровоизлияние в подпаутинное пространство и в левое полушарие большого мозга с прорывом в IV желудочек.
Вполне вероятно, что 2 капли адреналина гидрохлорида вместе с новокаином, случайно и быстро введенные в кровяное русло, включили патологический механизм с развитием гипертонического криза, закончившегося смертельным исходом.
Как казуистический случай описан (Г. Я. Левина, 1978) инфаркт мозжечка при гипертоническом кризе. Особенностью данного случая является необычайный патогенез нарушения мозгового кровообращения. У больной, страдавшей долгие годы гипертонической болезнью, развился гипертонический криз с тяжелым отеком вещества мозга. Вероятно, развитию столь выраженного отека способствовала левожелудочковая недостаточность, усиливавшая гипоксию, и тем самым нарастание отека, обусловленного гипертоническим кризом. Отек мозга привел к смещению и сдавлению мозгового ствола и задней нижней мозжечковой артерии, что послужило причиной развития инфаркта правого полушария мозжечка с массивным кровоизлиянием в некротизированную ткань. В патогенезе инфаркта большое значение имел редко встречающийся вариант хода правой задней нижней мозжечковой артерии, которая в виде петли располагалась на миндалине мозжечка и оказалась сдавленной в большом затылочном отверстии.